Пояснительная записка
Программа кружка "Клуб юного читателя» является адаптированной, на основе программы для общеобразовательных учреждений "Ознакомление с художественной литературой". Эта программа адаптирована для детей 2 класса.
Цель данного кружка: мотивировать и формировать интерес к детским книгам. Расширяя читательский кругозор учащихся, формируя привычку и способность к целенаправленному самостоятельному выбору и чтению книг, факультативный курс может и должен готовить детей к пониманию социальной значимости чтения в нашем обществе, укреплять в сознании и деятельности детей нормы морали и нравственности.
Основными задачами для курса являются:
- формировать у детей интерес к книге,
- уметь воспринимать и понимать прочитанный текст,
- учить отвечать на вопросы по содержанию,
- учить пересказу,
- развивать умение сопереживать, сочувствовать героям, давать им характеристику и оценку их поступков.
- учить читателя становиться исследователем, конкретизируя в процессе диалога собственные "гипотезы смысла".
Кружок необходим по ряду причин:
1. Количество базисных часов уменьшилось.
2. Перенасыщенность информацией через телевидение, Интернет ослабила интерес детей к книге.
Художественная литература является средством эстетического, нравственного и социального воспитания детей, способствует повышению их познавательной и творческой активности.
Для развития речи (словарного запаса, грамматического строя) используются задания, направленные на освоение авторской лексики. Привлекается внимание детей к образованию новых форм слов, проводится работа по употреблению синонимов, антонимов, средств художественной выразительности, используемой в произведении.
Ведущим методом является чтение - рассматривание книг, чтение вслух, рассказывание, инсценирование, беседа. Наиболее предпочтительные формы работы - фронтальная беседа, индивидуальные ответы, групповые выступления, проектная деятельность.
Данная программа ориентирована на детей 2 класса общеобразовательной школы. 34 часа из расчёта 1 занятие в неделю.
Универсальные учебные действия. 2-й класс
Личностными результатами кружка "Клуб юного читателя» являются следующие умения:
- оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие 4-ю линию развития – эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.
Метапредметными результатами кружка "Клуб юного читателя» вляется формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на занятиях кружка с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на занятиях;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
- учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие 1-ю линию развития – формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами кружка "Клуб юного читателя» является сформированность следующих умений:
- воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
- осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
- понимать смысл заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;
- делить текст на части, озаглавливать части;
- выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;
- подробно и выборочно пересказывать текст;
- составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;
- размышлять о характере и поступках героя;
- относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную (авторскую) сказку;
- находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;
- относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);
- соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
Кружок "Клуб юного читателя»
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
|
Наименование раздела программы
|
Тема урока
(этап проектной или исследовательской деятельности)
|
Количество часов
|
Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности
|
Планируемые результаты освоения материала
|
Форма и вид деятельности
|
Дата
проведения
|
План
|
Факт
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
1
|
1 четверть (9часов)
|
Самые интересные книги прочитанные летом.
|
1
|
Умение работать с книгой: различать тип книги, уметь пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок и др.), оглавление.
Выбор одной из интересных книг, прочитанных летом. Подготовка к рассказу об этой книге.
|
Знать приемы ориентирования в учебнике.
Уметь различать элементы книги (учебника): обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, называть буквы и звуки, выбирать книгу, презентовать книгу
|
Беседа по вопросам
|
|
|
2
|
|
Весёлые стихи
Б. Заходера.
|
1
|
Выбор и чтение стихов автора Определение формы выступления и подготовка к нему
|
Знатьтворчество Б.Заходера.
Уметь: читать выразительно, определять тему и главную мысль;высказывать своё мнение.
|
Конкурс на лучшего чтеца-затейника
|
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
3
|
|
Короткие рассказы и сказки Е.Пермяка
|
1
|
Чтение и анализ рассказов и сказок
Е. Пермяка по выбору
|
Уметь читать и комментировать прочитанное, уметь отвечать на вопросы по прочитанному
|
Свободные высказывания
|
|
|
4
|
|
Сказки датского сказочника Ганса Христиана Андерсена
|
1
|
Чтение и анализсказок. Живые картины.
|
Уметь читать и комментировать прочитанное, уметь отвечать на вопросы по прочитанному.
|
Малая конференция
|
|
|
5
|
|
Синквейн.
|
1
|
Составление четверостиший.
|
Знать: правила составления синквейна
Уметьсоставлять синквейн
|
Проба пера
|
|
|
6
|
|
Книги Е.Чарушина
|
1
|
Правильное чтение. Чтение рассказов. Составление выставки.
|
Уметь читать и анализировать прочитанное.
|
Свободные высказывания
|
|
|
.
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
7
|
|
Рассказы Б. Житкова о животных
|
1
|
Чтение нескольких рассказов о животных, изготовление игр-самоделок.
|
Уметь работать с иллюстрациями, отвечать на вопросы, высказывать собственное мнение.
|
Игры-самоделки
|
|
|
8
|
|
Рассказы Н.Носова
|
1
|
Выделять при чтении героев и рассказать о них, подготовка инсценировок. Упражнение в технике чтения. Рассказ от лица героя
|
Уметь инсценировать прочитанное.
|
Инсценирование
|
|
|
9
|
|
Стихи о Родине.
Мой город Бугульма.
|
1
|
Отбор и чтение стихов о Родине.
|
Уметь комментировать прочитанное, играть в группах, в парах.
|
Свободные высказывания
|
|
|
10
|
2 четверть (7 часов)
|
«Не насытится око зрением, а человек знанием»
Работа со справочниками, энциклопедиями.
|
1
|
Отбор и чтение научно-популярных статей. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного и отвечать на вопросы.
|
Уметь пользоваться справочниками, энциклопедиями, словарями,читать и комментировать прочитанное, пересказывать.
|
Выставка
|
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
11
|
|
Золотая осень.
|
1
|
Выступления учащихся перед родителями.
|
Уметь участвовать в диалоге: слушать, высказывать свое мнение, доказывать его; уметь войти в роль.
|
Утренник.
|
|
|
12
|
|
Проба пера. Составление загадок и сказок.
|
1
|
Сочинение загадок и сказок.
|
Уметь формулировать и высказывать своё мнение; уметь фантазировать и творчески мыслить.
|
Проба пера
|
|
|
13
|
|
Сказки – несказки В. Бианки.
|
1
|
Выбор и чтение произведений автора, инсценирование и пересказ прочитанного.
|
Уметь анализировать героя, отвечать на вопросы по тексту, презентовать любимую сказку.
|
Защита своего мнения.
|
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
14
|
|
По дорогам сказки.
|
1
|
Чтение авторских сказок, групповая подготовка выступления-отчёта по плану. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного
|
Уметь работать в группах, составлятьтекст, формулировать своё отношение к прочитанному
|
Урок-отчёт
|
|
|
15
|
|
Сказки дружной семьи.
|
1
|
Проба пера. Составление сказок в семье.
|
Уметь сочинять сказки, фантазировать.
|
Малая конференция
|
|
|
16
|
|
Здравствуй, гостья-зима!
|
1
|
Выбор и чтение стихов о зиме. Отыскивание и отгадывание загадок о зиме.
|
Уметь выбирать произведения по данной теме.
|
Конкурс на лучшего чтеца-затейника.
|
|
|
17
|
3 четверть (10 часов)
|
Сказки А. Толстого для детей.
|
1
|
Чтение сказки «Золотой ключик». Понимание содержания литературного произведения. Герои произведения
|
Уметьнаходить нужную книгу, читать текст, отвечать на вопросы.
|
Малая конференция
|
|
|
18
|
|
Творческая работа «Продолжи рассказ по началу».
|
1
|
Составление рассказов.
|
Уметь составлять устный рассказ по картинкам
|
Проба пера
|
|
|
19
|
|
Рассказы о природе.
«Лес не школа, а всему учит»
|
1
|
Выбор и чтение книг.
|
Уметь прогнозировать содержание по иллюстрациям, уметь слушать и отвечать на вопросы
|
Выставка
|
|
|
.
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
20
|
|
Книги о человеке и его делах.
|
2
|
Формулировка личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения. Герои произведения
|
Уметь выразительно читать и вести беседу о прочитанном
|
Урок-отчёт
|
|
|
21
|
|
Книги – самоделки.
|
1
|
Издание своей книги.
Участие в диалоге при обсуждении прочитанного.
|
Уметь анализировать чтение, фантазировать.
|
Проектирование книги-самоделки
|
|
|
22
|
|
Произведения М.Пришвина
|
1
|
Чтение и перечитывание любимых произведение М.Пришвина..Рассказ от лица героя
|
Уметь выступать перед зрителями
|
Защита своего мнения.
|
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
23
|
|
Мамы и мы. Урок-отчёт
|
1
|
Выступление перед родителями.
|
Уметь выразительно читать.выступать перед зрителями
|
Урок-отчёт
|
|
|
24
|
|
Стихи А.Л. Барто.
|
1
|
Произведения
об игрушках. Восприятие и переживание эмоционально-нравственных переживаний героев
|
Уметь выразительно читать стихотворение, читать по ролям, устанавливать соответствие иллюстрации содержанию; уметь делать выводы из прочитанного
|
Урок-игра
|
|
|
25
|
|
Наша библиотека Библиотечный урок.
|
1
|
Упражнение в технике чтения. Рассказ от лица героя
|
Уметь читать стихотворение по строфам, производить лексическую работу с непонятными словами
|
Экскурсия
|
|
|
26
|
|
Конкурс чтецов.
|
1
|
Выразительное чтение с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста
|
Уметь читать стихотворение по строфам, производить лексическую работу с непонятными словами
|
Конкурс
|
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
27
|
4 четверть (8 часов)
|
С. Михалков и его творчество
|
1
|
Чтение стихов С. Михалкова. Произведения
о детях. Использование интонаций, соответствующих смыслу текста
|
Уметь анализировать стихотворение, находить его тему; уметь читать по строфам
|
Выставка книг.
|
|
|
28
|
|
Изучаем космос.
|
1
|
Чтение книг о космосе, о космонавтах.
|
Уметь анализировать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту
|
Составление презентации.
|
|
|
29
|
|
«Глаз видит далеко, а ум ещё дальше» Книге о человеке – умельце.
|
1
|
Чтение книг и статей из газет, из интернета о человеке-умельце. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного.
|
Уметь анализировать прочитанное, уметь соотносить текст и иллюстрации к нему
|
Конкурс «Бей прямо в цель»
|
|
|
30
|
|
С.Я. Маршак. «Что говорят стихи».
|
1
|
Выразительное чтение с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста.
|
Уметь анализировать стихотворение, находить его тему; уметь читать по строфам
|
Составление презентации.
|
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
31
|
|
Вести со всей планеты. Интернет и мы.
|
1
|
Рассказать интересные истории о детях, семье, школе.
|
Уметь работать с разнообразно литературой.
|
Выразительное чтение; составление плана; творческое задание
|
|
|
32
|
|
Любимые стихи.
|
1
|
Выразительное чтение стихотворений.Выступление перед родителями.
|
Уметь создавать словесную картину, уметь читать стихотворение по строфам, выбирать и обосновывать нужную информацию
|
Урок-концерт
|
|
|
33
|
|
Викторина «Любимые произведения»
|
1
|
Ответить на вопросы. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного.
|
Уметь выразительно читать стихотворный текст, формулировать и высказывать своё отношение к прочитанному, уметь подбирать к тексту заглавия
|
Тестирование
|
|
|
34
|
|
О чём хочу читать летом
|
1
|
Работать со списком литературы, обсуждение тематики.
|
Уметь выбрать литературу, высказывать своё отношение.
|
Обобщение. Урок-отчёт
|
|
|
|