Четверг, 09.05.2024, 05:38
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя Крутишинской школы       Трогаевой Марии Яковлевны

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 52
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Разное

Педпроект
[ Скачать с сервера (44.3 Kb) ] 04.01.2015, 06:41

Обоснование необходимости проекта.

В марте 2012 года я приняла 1-ый класс. Начало работы с новым классом совпало с внедрением ФГОС в первом классе нашей школы. Федеральный государственный общеобразовательный стандарт прежде всего нацелен на коренную смену целей образования: вместо усвоения всех необходимых знаний, он предлагает научиться их самостоятельно добывать и использовать.              Сегодня актуальны такие качества личности, как владение универсальными способами деятельности, владение коммуникативными навыками, навыками коллективного труда. Такое обучение требует от ученика активного решения новых сложных коммуникативных задач: организации делового общения учеников друг с другом и с учителем по поводу изучаемого материала. Поэтому очень важно развивать у ребёнка формы общения со взрослыми и сверстниками, что составляет предпосылку формирования нового типа взаимоотношения между учителем и учеником, между одноклассниками. Учителю сегодня необходимы приёмы и методы, формирующие все виды коммуникативных умений.

Живое общение являются тем фундаментом, на котором  развиваются школьники. Именно учебный диалог охватывает все виды коммуникативных умений и способствует их развитию. Основная характеристика коммуникативного подхода в обучении – «учиться общению общаясь».

Актуальность выбранной темы вызвана тем, что работа по методу учебных проектов помогает реализации Федеральных государственных стандартов, а коммуникативные УУД формируются через групповые и парные формы работы. Такое образование и призвана обеспечить реализация  данного педагогического проекта.

 Цель проекта: создание условий для формирования коммуникативных УУД учащихся через групповые и парные формы работы метода учебных проектов.

Задачи:

1.Изучить научно-методическую литературу по теме проекта.

2.Выявить эффективные приёмы и методы работы, способствующие формированию коммуникативных компетенций учащихся.

3.Создать методические рекомендации, памятки и разработки уроков-проектов для учителей начальных классов, направленных на  развитие речевой деятельности учащихся на уроках.

4.Провести мониторинг эффективности применяемых методов и приёмов.

5.Учить учащихся планированию учебной деятельности исходя от                       возникшей проблемы;

6. Формировать умения и навыки работы в парах, в группах;

7. Развивать коммуникативные навыки и умения;

Участники проекта.

Участниками проекта являются учащиеся 1-3 класса, обучающиеся по программе «Школа России» и новым государственным стандартам нового поколения и родители.

 Объект: процесс формирования коммуникативных компетенций младших школьников.

Предмет: работа в парах и группах как средство формирования коммуникативных компетенций учащихся.

Описание проекта.

При поступлении детей в школу  была проведена диагностика по методике Л.А.Ясюковой с целью определения готовности к обучению в школе. Рассматривались такие параметры, как визуальное, понятийное, абстрактное, образное мышление, речевое развитие, зрительная и слуховая память, скорость переработки информации. Выявлено 4 ребёнка с низким уровнем готовности, высокий уровень показал 1 ребёнок и средний – 8 человек. Это подтолкнуло меня на то, чтобы сделать учёбу более увлекательной,  творческой и инновационной.

Для реализации поставленных задач использовала комплекс взаимодополняющих методов:

-теоретические (изучение научной педагогической, психологической литературы; изучение образовательных стандартов, программ, нормативной  методической документации РФ об образовании);

-эмпирические (наблюдение за ходом образовательного процесса);

-социальные (беседы, опросы);

-творческие (работа в сотрудничестве по составлению памяток, планов,  терминологических словариков для обучающихся).

-диагностические (проведение мониторинга качества обученности учащихся, диагностики уровня сформированности коммуникативных умений)

Для достижения поставленной цели мною был использован метод учебных проектов. Раньше, с предыдущими классами я тоже работала над проектами. Но это были долгосрочные индивидуальные или групповые работы. Сейчас мне предстояло увлечь весь класс работой над проектом и успевать проводить эту работу в рамках урочного часа. Какие требования я предъявляла к таким урокам? Во-первых, это обязательное соответствие образовательным стандартам. Во-вторых, учащиеся должны глубоко изучать учебный материал и уметь применять полученные знания в школе, в жизни.

Для этого необходимо соблюдать следующие  требования:

- учитель должен сам чётко спланировать свою деятельность и деятельность учащихся;

- урок должен быть с проблемной и поисковой ситуацией;

- учитель нацеливается на сотрудничество с учениками и направляет учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

- должно быть максимум творчества, сотрудничества и минимум подачи готовых знаний;

- урок должен быть здоровьесберегающим и времясберегающим;

- дети сами должны делать взаимооценку и самооценку.

Новые образовательные стандарты требуют научить ребёнка таким способам достижения результата, которые срабатывают независимо от конкретного содержания. Главной особенностью метода проектов является обучение на активной основе, через деятельность ученика, возможностью свободно, в полной степени использовать опыт, приобретённый вне школы, в самой школе и способность применить в повседневной жизни то, чему научился в школе.

Метод проектов – это целенаправленная, в целом самостоятельная деятельность учащихся, осуществляемая под гибким руководством учителя, направленная на решение творческой, исследовательской, личностно или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата.

Темы уроков для работы по методу проектов я выбирала с учётом того,  чтобы название проекта было броским и кратким, чтобы выглядело привлекательно для детей и побуждало интерес к достижению результата.

 Готовясь к такому уроку, я чётко определяю, что именно должен делать каждый участник – и ученики, и учитель, чтобы достичь цели, поставленной в самом начале работы над проектом. От тщательности продумывания цели наполовину зависит успех всего урока. От общей цели перехожу на постановку максимально конкретных задач. Работа над проектом в этом случае превращается в пошаговое достижение поставленной цели. От учителя требуется умелое подведение к проблеме, умение заинтересовать, мотивировать детей. А работа с младшими школьниками  требует особого подхода, чуткости, включения игровых моментов. Так как дети ещё маленькие, то учитель подводит к выдвижению гипотезы и их решению.

На следующем этапе учитель организует групповую работу, помогает распределять обязанности в группе (в парах), помогает продумывать ход деятельности, помогает обсуждению методов исследования. Затем, так же под умелым руководством учителя (которое дети не должны замечать, у них должно создаваться впечатление, что они сами ведут урок, руководят процессом) анализируют и систематизируют полученные данные. После подведения итогов работы каждой группы (пары) делается общий итог и оформляется результат. (Приложение № 1)

Заканчиваем урок рефлексией, анализируя успехи и ошибки, делая взаимооценку и самооценку.

Существует три типа направляющих проект вопросов: основополагающие, проблемные и учебные. В своём педагогическом проекте я основное внимание уделила проблемным и учебным вопросам, что соответствует возрастным особенностям моих учеников. Проблемные вопросы поддерживаются исследовательскими моментами, а учебные связаны с конкретными знаниями, учебными целями и стандартами.

Урок по методу проектов включает в себя  методы оценивания. Ученики с самого начала урока знают, что от них ожидается, учитель встраивает возможности для рефлексии, обратной связи и корректировки.

 Особое внимание я уделяю на формирование у учащихся коммуникативных умений, к которым относятся:

- умение спрашивать, делать «запрос»;

- умение управлять голосом, умение говорить чётко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации;

- умение выражать свою точку зрения, понятно для всех формулировать своё мнение, аргументировать его, доказывать;

 - умение договариваться, выбирать в доброжелательной атмосфере верное решение.

Я поставила перед собой задачу развития коммуникативных умений учащихся. Для выполнения данной задачи, я проанализировала программу по предмету «Литературное  чтение» УМК «Школа России» и составила характеристику деятельности учащихся  с 1 по 4 класс.  (Приложение № 2 )

Развитие коммуникативных навыков  идёт по двум направлениям:

 - это количественное накопление (увеличение словарного запаса, объема       высказывания)

- качественные изменения (произношение, развитие связной речи, понимание обращенной речи).

Основным критерием интенсивности и успешности коммуникативного формирования личности является умение понимать, ставить и решать различные по характеру коммуникативные задачи, т.е. умение правильно и оптимально использовать свою речемыслительную деятельность в общении с другими людьми, средствами информации и с самим собой.

Работа по подготовке школьников к общению начинается с развития речи учащихся.   Свободное владение речью зависит:

от обширности словарного запаса;

образности и правильности речи;

точного восприятия устного слова и точной передачи идей партнеров своими словами;

умения выделять из услышанного главное;

конкретной постановки вопросов;

краткости и точности формулировок;

 логичности построения и изложения высказывания.

    Здесь видна системность работы с детьми и её результативность.

 

    параметры

1 класс

2 класс

3 класс

На начало года

На конец года

На начало года

На конец года

На начало года

На конец года

1. Умение отвечать на вопросы.

2%

28%

28%

44%

49%

-

2. Умение задавать вопросы.

0%

14%

20%

36%

40%

-

3. Пересказ текста.

5%

22%

24%

46%

50%

-

         Работу по формированию речевой деятельности веду по следующим направлениям:

работа над развитием речевого аппарата;

уточнение и обогащение словарного запаса;

формирование грамматического навыка;

работа над связной речью;

формирование умения воспринимать. (Приложение № 3)

        Учебный диалог охватывает все виды коммуникативных умений и способствует их развитию.

 Правила ведения диалога (Приложение № 4)

Помогают в формировании диалогового общения друг с другом, следующие упражнения:

чтение по ролям;

ролевые диалоги;

работа в парах (инсценирование отрывка, разговор двух героев произведения);

придумать разговор героев произведения по телефону; инсценирование сказки, рассказа, басни.

 Работа в парах и группах помогает организации общения, т. к. каждый ученик имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником. Главным в организации диалога является создание атмосферы доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания, сотворчества равных и разных. Участие в играх и упражнениях обеспечивает возникновение между учениками доброжелательных отношений, а групповая поддержка вызывает чувство защищенности, и даже самые тревожные дети преодолевают страх.

Способствуют развитию коммуникативных умений и творческие игры:

игры учебного характера («Авторская сказка», «Угадай, кто я?», «Восстановить историю»); игры, имитирующие детские, ролевые, телевизионные игры («Магазин», «Цветик-семицветик», «Что? Где? Когда?». (Приложение № 5)

Творческие игры провожу с целью воспитания и обучения учащихся.

            Во 2 классе для детей проводился кружок «Радость общения».

Цель: способствовать развитию необходимых коммуникативных навыков

 у младших школьников, позволяющих успешно устанавливать дружеские контакты со сверстниками.

 Задачи:

  • Развитие умения сотрудничать друг с другом;
  • Формирование умения совместно (группой) выполнять поставленные задачи;
  • Развитие доброжелательности, умения понимать состояние партнера по общению; 
  • Развитие умения строить доверительные отношения друг с другом.

Дети с желанием посещали эти занятия.

         Во 2 и 3 классе дети посещают кружок «Клуб юного читателя». Там они знакомятся не только с произведениями, но и играют в игры, работают в парах и группах.

Формированию коммуникативных УУД способствует и кружок «Русские подвижные игры». Дети знакомятся с разными играми, играют и сами их проводят.

 Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности. Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов не только в семье, но и в коллективе класса при совместной деятельности. Чтобы быть успешным, нужно быть более коммуникативно-активным, социально-компетентным, более адаптированным к социальной действительности, способным эффективно взаимодействовать и управлять процессами общения.

Рабочий план реализации проекта.

I .Подготовительный этап

1.Выявление актуальности темы проекта: сентябрь 2011г.

2.Подбор и изучение методической и теоретической литературы: октябрь 2011г.. 3.Обобщение имеющегося опыта формирования коммуникативных компетенций средствами работы над проектом, прохождение курсов повышения квалификации: ноябрь-январь 2012г.

4.Подбор эффективных методов и приёмов работы над проектом.

II. Основной этап

1.Диагностика уровня развития коммуникативных умений.

По результатам диагностического обследования в 1 классе  я выявила три типа  детей в классе по  стилю общения.   

         Выявить эти группы помогли мне  диагностирующие методики, направленные на  изучение уровня  УУД.  (Приложение № 6)

2.Работа над проектом.

 Наблюдение за ходом образовательного процесса, беседы, работа с детьми в сотрудничестве по составлению памяток, планов,  терминологических словариков для обучающихся.

Проведение мониторинга качества обученности учащихся, диагностики уровня сформированности коммуникативных умений.

3.Создание учебно-методической копилки (на протяжении всего проекта)

 III. Заключительный этап.

1.Подведение итогов реализации проекта:  май 2015г. (МО начальных классов)

Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты реализации проекта.

1. Создать методические рекомендации, памятки и разработки уроков-проектов для учителей начальных классов, обогатив и приумножив при этом свой личный опыт педагогической деятельности на тему: «Формирование коммуникативных УУД младших школьников на уроках   через групповые и парные формы работы метода учебных проектов »

 2.Использование материала учителями школы  для самообразования и работы с детьми по новым стандартам.

3.Повышение уровня коммуникативных компетенций учеников моего класса (умения выделять главную мысль, определять тему,  строить план, оформлять грамотно и выразительно свои устные и письменные высказывания). 

 4.Развитие умения общаться как в коллективе сверстников, так и со старшими, умения критиковать и не обижаться на критику, оказывать помощь другим, объяснять и доказывать собственное мнение, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

5.Воспитание уважения к чужому мнению, развитие умений общаться в обществе и в семье.

6.Стабильность сформированности знаний, умений и навыков у всех обучающихся, общая обученность по предметам за все годы100%.

Оценка эффективности реализации Проекта.

       Уже первое тестирование в конце 2 класса  показало следующие результаты диагностики уровня сформированности коммуникативных умений. У учащихся 2 класса: наблюдается положительная динамика роста количества учащихся, имеющих  высокий (творческий) уровень с 7% до 30%  (рост  на 23%) за счет перехода 3 учащихся с уровня  среднего. У данных учащихся  отмечается  осознанный интерес к общению на основе понимания его необходимости в жизни, они  проявляют  самостоятельную активность в процессе решения проблемных ситуаций, стремятся эффективно овладеть умениями общения, часто предлагают  выход из трудных ситуаций. Из этих ребят создан актив класса. Умениями   среднего уровня стали владеть 53% учащихся, а владели 61% (за счёт перехода со среднего уровня 3 учащихся на высокий и за счёт перехода на средний 2 учащихся). Данные учащиеся проявляют активность в общении, но затрудняются в поиске выхода из сложных ситуаций в общении. Низкий уровень снизился с 30% до 14% (за счёт перехода 2 учащихся на средний уровень). У одного из них  характерно отсутствие интереса к общению, он  участвует в общении чаще по инициативе учителя или  других учащихся. У другого не сформировано  умение пользоваться формами речевого этикета. У него наблюдались неоднократные конфликтные взаимоотношения с учителем и  одноклассниками. (Приложение № 7)

       Оценка уровня сформированности коммуникативных умений была дана учителями-предметниками  начальной школы (учитель английского языка,  учитель физкультуры, логопед). Данный опрос позволил  распределить учащихся на группы по оценке коммуникативных умений. Педагогам предстояло оценить коммуникативные умения  по критериям: изложение собственных мыслей, ведение дискуссии (способность отвечать на вопросы, способность задавать вопросы, способность корректно возражать оппоненту), взаимодействие в учебной группе (способность аргументированно отстаивать свою точку зрения, способность гибко её изменять, способность подчиниться решению группы), соблюдение социальной дистанции в ходе общения.

Распределение детей  на группы произошло следующим образом:

высокий уровень был установлен у 7% в начале 2 класса. В течение учебного года  отмечается рост количества учащихся высокого уровня  на 23%.  Педагоги отмечают  у этих  способность ясно и четко излагать свои мысли, корректно отвечать на поставленные вопросы, формулировать вопросы собеседнику, а также возражать оппоненту. Ребята пытаются  аргументировать свою позицию или  менять ее в случае необходимости. Стараются  подчиниться решению группы ради успеха общего дела. Всегда удерживает социальную дистанцию в ходе общения.

          К средней группе  было отнесено  61% учащихся  от общего количества учащихся в классе. Эти  ребята, по мнению учителей - предметников испытывают затруднения при изложении собственных мыслей, ответах на обращенные к нему вопросы и при попытках самостоятельно формулировать вопросы собеседнику. Они не всегда способны  отстоять свою позицию или разумно изменять ее, а также подчиниться решению группы для успеха общего дела. Возражая собеседнику, бывают   некорректными. У трёх учащихся  в ходе общения может отмечаться нарушение социальной дистанции (данный факт отмечен не только учителем английского языка, физической культуры, но и другими учителями и детьми, что свидетельствует о трудностях взаимоотношений учителя и учащихся).

Низкий уровень имеют  30% учащийся, которые не могут формулировать вопросы и отвечать на ответы.  При взаимодействии в группе не подчиняются общему решению группы.  Не способны  строить общение с учетом статуса собеседника и особенностей ситуации общения, поэтому в сюжетно ролевых играх  часто не участвуют. Наконец 2 класса низкий уровень общительности  снизился с 30% (4 ребёнка) до 14% (2 ребёнок)   У этих детей проявление инициативы в общественной деятельности крайне занижено, во многих делах они предпочитают избегать принятия самостоятельных решений

Количество  учащихся, обладающих средним уровнем, сократилось  за счёт перехода детей на  высокий уровень. Эти дети  стремятся к контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомств, отстаивают свое мнение, планируют свою работу. Они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, постоянно стремятся  расширить круг своих знакомств, занимаются общественной деятельностью, помогают  близким, друзьям, проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают участие в организации общественных мероприятий, способны  принять самостоятельное решение в трудной ситуации,  однако потенциал этих склонностей не отличается высокой устойчивостью.

Высокий уровень общительности  вырос с 7% до 30% (рост 23%) и составил 4 учащихся, которые  стремятся к организаторской и коммуникативной деятельности, испытывают в ней потребность. Ориентируются в ситуациях, непринужденно ведут себя в новом коллективе. В важном деле или создавшейся сложной ситуации предпочитают принимать самостоятельное решение, отстаивают свое мнение и добиваются, чтобы оно было принято товарищами. Могут внести оживление в незнакомую компанию, любят организовывать различные игры, мероприятия, настойчивы  в деятельности, которая их привлекает. По собственной инициативе выбирают  такие дела, которые удовлетворяют их потребности в коммуникативной и организаторской деятельности. Но потенциал этих умений пока неустойчив, дети чувствуют себя часто  неуверенно. Результат будет в конце 4 класса.

Но уже анализ результатов  (по диагностике классного руководителя  и опросу учителей-предметников) показал эффективность работы по формированию коммуникативных умений младших школьников на уроках   через групповые и парные формы работы метода учебных проектов. Результаты по диагностике классного руководителя  и опросу учителей-предметников совпали.

         Результат достижения цели педагогического проекта складывается из двух составляющих: количественной и качественной.

Количественное выражение мы получим, отталкиваясь от выполнения нами конкретных задач.

К качественному результату можно отнести:

-участие в школьных олимпиадах по всем предметам;

 -участие в Международном дистанционном Турнире второклассников по математике всем классом;

-участие в Международном дистанционном Турнире второклассников по русскому языку всем классом;

-участие в районных конкурсах;

-участие всем классом в Международном конкурсе «Кенгуру»;

 - участие в Международном конкурсе «Русский Медвежонок»,  «Чип», «Кит» 

Повышение активности, массовое участие в различных мероприятиях и конкурсах на школьном уровне можно считать эффективным показателем формирования личностных результатов учащихся

Оценка рисков.

Особых ограничений и рисков в работе с детьми по реализации данного педагогического проекта я как учитель не вижу. Риском  может стать увлечение уроками-проектами в ущерб другим урокам. Поэтому важно при составлении рабочей программы учитывать все формы и методы обучения, обеспечивающие реализацию общеобразовательной программы.

Проблемы, с которыми я столкнулась при реализации проекта:

- желание большинства детей быть «руководителями» в группе, хотя не все ещё готовы выполнять эту роль;

- приходилось больше времени уделять на организацию общения, умению делать адекватную взаимооценку работы в группе;

- учить работать не теряя времени, не отклоняясь от цели урока, так как у младших школьников велик риск увлечения одним моментом урока и отклонения от основной цели.

Решать эти проблемы мне помогали игровые моменты.  Игра создавала атмосферу заинтересованности; стимулировала учащихся к использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ; поощряла стремление находить свой способ решения учебной задачи. Эти игровые моменты дают слабому ученику возможность поработать в команде с сильными учащимися, набраться от них уверенности, подтянуться по знаниям и умениям к более развитым одноклассникам

Дальнейшее развитие проекта.

Проект даёт возможность обучать на протяжении всего урока, поскольку в урок встроены методы проблемного, личностно-ориентированного обучения,  оценивание, что обеспечивает деятельность на очень высоком уровне.

         Этот проект я планирую реализовывать и в 4 классе на всех уроках.   Надеюсь, что дети будут более приспособленными к жизни, сумеют планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми.

Для меня, как для учителя, эта работа дала возможность роста профессионализма, дополнительную возможность сотрудничества с коллегами, а также возможность построения новых отношений с учениками.

Участие и победа учащихся в конкурсах и олимпиадах различного уровня, защита проектов различных направлений–это будет важнейший итог реализации моего педагогического проекта.

 Продуктом проекта будут являться учебно-дидактические материалы, которые были и будут созданы в ходе реализации проекта.

Учебно-дидактический материал начинается с памятки для учителя. (Приложение № 8)

 

Список литературы:

1.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от
действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2011г.  (Стандарты второго поколения).

2. Сборник рабочих программ «Школа России»: пособие для учителя / [С. В. Анащенкова, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др.]; под редакцией А. А. Плешакова, - М.: Просвещение, 2011.  (Стандарты второго поколения).

3.Планируемые результаты начального общего образования. Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой- М.: «Просвещение», 2011г.

4. Формирование коммуникативных компетенций учащихся начальных классов через развитие культуры речи детей на уроках русского языка и литературного чтения. //Сайт «фестиваль педагогических идей» URL:/http://festival.l

5.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – М.:Просвещение, 2011г.

6. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. М.: Просвещение, 2011г.  (Стандарты второго поколения).

 

 

Категория: Разное | Добавил: trogaeva
Просмотров: 1373 | Загрузок: 42 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz