Обоснование необходимости проекта.
В марте 2012 года я приняла 1-ый класс. Начало работы с новым классом совпало с внедрением ФГОС в первом классе нашей школы. Федеральный государственный общеобразовательный стандарт прежде всего нацелен на коренную смену целей образования: вместо усвоения всех необходимых знаний, он предлагает научиться их самостоятельно добывать и использовать. Сегодня актуальны такие качества личности, как владение универсальными способами деятельности, владение коммуникативными навыками, навыками коллективного труда. Такое обучение требует от ученика активного решения новых сложных коммуникативных задач: организации делового общения учеников друг с другом и с учителем по поводу изучаемого материала. Поэтому очень важно развивать у ребёнка формы общения со взрослыми и сверстниками, что составляет предпосылку формирования нового типа взаимоотношения между учителем и учеником, между одноклассниками. Учителю сегодня необходимы приёмы и методы, формирующие все виды коммуникативных умений.
Живое общение являются тем фундаментом, на котором развиваются школьники. Именно учебный диалог охватывает все виды коммуникативных умений и способствует их развитию. Основная характеристика коммуникативного подхода в обучении – «учиться общению общаясь».
Актуальность выбранной темы вызвана тем, что работа по методу учебных проектов помогает реализации Федеральных государственных стандартов, а коммуникативные УУД формируются через групповые и парные формы работы. Такое образование и призвана обеспечить реализация данного педагогического проекта.
Цель проекта: создание условий для формирования коммуникативных УУД учащихся через групповые и парные формы работы метода учебных проектов.
Задачи:
1.Изучить научно-методическую литературу по теме проекта.
2.Выявить эффективные приёмы и методы работы, способствующие формированию коммуникативных компетенций учащихся.
3.Создать методические рекомендации, памятки и разработки уроков-проектов для учителей начальных классов, направленных на развитие речевой деятельности учащихся на уроках.
4.Провести мониторинг эффективности применяемых методов и приёмов.
5.Учить учащихся планированию учебной деятельности исходя от возникшей проблемы;
6. Формировать умения и навыки работы в парах, в группах;
7. Развивать коммуникативные навыки и умения;
Участники проекта.
Участниками проекта являются учащиеся 1-3 класса, обучающиеся по программе «Школа России» и новым государственным стандартам нового поколения и родители.
Объект: процесс формирования коммуникативных компетенций младших школьников.
Предмет: работа в парах и группах как средство формирования коммуникативных компетенций учащихся.
Описание проекта.
При поступлении детей в школу была проведена диагностика по методике Л.А.Ясюковой с целью определения готовности к обучению в школе. Рассматривались такие параметры, как визуальное, понятийное, абстрактное, образное мышление, речевое развитие, зрительная и слуховая память, скорость переработки информации. Выявлено 4 ребёнка с низким уровнем готовности, высокий уровень показал 1 ребёнок и средний – 8 человек. Это подтолкнуло меня на то, чтобы сделать учёбу более увлекательной, творческой и инновационной.
Для реализации поставленных задач использовала комплекс взаимодополняющих методов:
-теоретические (изучение научной педагогической, психологической литературы; изучение образовательных стандартов, программ, нормативной методической документации РФ об образовании);
-эмпирические (наблюдение за ходом образовательного процесса);
-социальные (беседы, опросы);
-творческие (работа в сотрудничестве по составлению памяток, планов, терминологических словариков для обучающихся).
-диагностические (проведение мониторинга качества обученности учащихся, диагностики уровня сформированности коммуникативных умений)
Для достижения поставленной цели мною был использован метод учебных проектов. Раньше, с предыдущими классами я тоже работала над проектами. Но это были долгосрочные индивидуальные или групповые работы. Сейчас мне предстояло увлечь весь класс работой над проектом и успевать проводить эту работу в рамках урочного часа. Какие требования я предъявляла к таким урокам? Во-первых, это обязательное соответствие образовательным стандартам. Во-вторых, учащиеся должны глубоко изучать учебный материал и уметь применять полученные знания в школе, в жизни.
Для этого необходимо соблюдать следующие требования:
- учитель должен сам чётко спланировать свою деятельность и деятельность учащихся;
- урок должен быть с проблемной и поисковой ситуацией;
- учитель нацеливается на сотрудничество с учениками и направляет учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
- должно быть максимум творчества, сотрудничества и минимум подачи готовых знаний;
- урок должен быть здоровьесберегающим и времясберегающим;
- дети сами должны делать взаимооценку и самооценку.
Новые образовательные стандарты требуют научить ребёнка таким способам достижения результата, которые срабатывают независимо от конкретного содержания. Главной особенностью метода проектов является обучение на активной основе, через деятельность ученика, возможностью свободно, в полной степени использовать опыт, приобретённый вне школы, в самой школе и способность применить в повседневной жизни то, чему научился в школе.
Метод проектов – это целенаправленная, в целом самостоятельная деятельность учащихся, осуществляемая под гибким руководством учителя, направленная на решение творческой, исследовательской, личностно или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата.
Темы уроков для работы по методу проектов я выбирала с учётом того, чтобы название проекта было броским и кратким, чтобы выглядело привлекательно для детей и побуждало интерес к достижению результата.
Готовясь к такому уроку, я чётко определяю, что именно должен делать каждый участник – и ученики, и учитель, чтобы достичь цели, поставленной в самом начале работы над проектом. От тщательности продумывания цели наполовину зависит успех всего урока. От общей цели перехожу на постановку максимально конкретных задач. Работа над проектом в этом случае превращается в пошаговое достижение поставленной цели. От учителя требуется умелое подведение к проблеме, умение заинтересовать, мотивировать детей. А работа с младшими школьниками требует особого подхода, чуткости, включения игровых моментов. Так как дети ещё маленькие, то учитель подводит к выдвижению гипотезы и их решению.
На следующем этапе учитель организует групповую работу, помогает распределять обязанности в группе (в парах), помогает продумывать ход деятельности, помогает обсуждению методов исследования. Затем, так же под умелым руководством учителя (которое дети не должны замечать, у них должно создаваться впечатление, что они сами ведут урок, руководят процессом) анализируют и систематизируют полученные данные. После подведения итогов работы каждой группы (пары) делается общий итог и оформляется результат. (Приложение № 1)
Заканчиваем урок рефлексией, анализируя успехи и ошибки, делая взаимооценку и самооценку.
Существует три типа направляющих проект вопросов: основополагающие, проблемные и учебные. В своём педагогическом проекте я основное внимание уделила проблемным и учебным вопросам, что соответствует возрастным особенностям моих учеников. Проблемные вопросы поддерживаются исследовательскими моментами, а учебные связаны с конкретными знаниями, учебными целями и стандартами.
Урок по методу проектов включает в себя методы оценивания. Ученики с самого начала урока знают, что от них ожидается, учитель встраивает возможности для рефлексии, обратной связи и корректировки.
Особое внимание я уделяю на формирование у учащихся коммуникативных умений, к которым относятся:
- умение спрашивать, делать «запрос»;
- умение управлять голосом, умение говорить чётко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации;
- умение выражать свою точку зрения, понятно для всех формулировать своё мнение, аргументировать его, доказывать;
- умение договариваться, выбирать в доброжелательной атмосфере верное решение.
Я поставила перед собой задачу развития коммуникативных умений учащихся. Для выполнения данной задачи, я проанализировала программу по предмету «Литературное чтение» УМК «Школа России» и составила характеристику деятельности учащихся с 1 по 4 класс. (Приложение № 2 )
Развитие коммуникативных навыков идёт по двум направлениям:
- это количественное накопление (увеличение словарного запаса, объема высказывания)
- качественные изменения (произношение, развитие связной речи, понимание обращенной речи).
Основным критерием интенсивности и успешности коммуникативного формирования личности является умение понимать, ставить и решать различные по характеру коммуникативные задачи, т.е. умение правильно и оптимально использовать свою речемыслительную деятельность в общении с другими людьми, средствами информации и с самим собой.
Работа по подготовке школьников к общению начинается с развития речи учащихся. Свободное владение речью зависит:
от обширности словарного запаса;
образности и правильности речи;
точного восприятия устного слова и точной передачи идей партнеров своими словами;
умения выделять из услышанного главное;
конкретной постановки вопросов;
краткости и точности формулировок;
логичности построения и изложения высказывания.
Здесь видна системность работы с детьми и её результативность.
параметры
|
1 класс
|
2 класс
|
3 класс
|
На начало года
|
На конец года
|
На начало года
|
На конец года
|
На начало года
|
На конец года
|
1. Умение отвечать на вопросы.
|
2%
|
28%
|
28%
|
44%
|
49%
|
-
|
2. Умение задавать вопросы.
|
0%
|
14%
|
20%
|
36%
|
40%
|
-
|
3. Пересказ текста.
|
5%
|
22%
|
24%
|
46%
|
50%
|
-
|
Работу по формированию речевой деятельности веду по следующим направлениям:
работа над развитием речевого аппарата;
уточнение и обогащение словарного запаса;
формирование грамматического навыка;
работа над связной речью;
формирование умения воспринимать. (Приложение № 3)
Учебный диалог охватывает все виды коммуникативных умений и способствует их развитию.
Правила ведения диалога (Приложение № 4)
Помогают в формировании диалогового общения друг с другом, следующие упражнения:
чтение по ролям;
ролевые диалоги;
работа в парах (инсценирование отрывка, разговор двух героев произведения);
придумать разговор героев произведения по телефону; инсценирование сказки, рассказа, басни.
Работа в парах и группах помогает организации общения, т. к. каждый ученик имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником. Главным в организации диалога является создание атмосферы доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания, сотворчества равных и разных. Участие в играх и упражнениях обеспечивает возникновение между учениками доброжелательных отношений, а групповая поддержка вызывает чувство защищенности, и даже самые тревожные дети преодолевают страх.
Способствуют развитию коммуникативных умений и творческие игры:
игры учебного характера («Авторская сказка», «Угадай, кто я?», «Восстановить историю»); игры, имитирующие детские, ролевые, телевизионные игры («Магазин», «Цветик-семицветик», «Что? Где? Когда?». (Приложение № 5)
Творческие игры провожу с целью воспитания и обучения учащихся.
Во 2 классе для детей проводился кружок «Радость общения».
Цель: способствовать развитию необходимых коммуникативных навыков
у младших школьников, позволяющих успешно устанавливать дружеские контакты со сверстниками.
Задачи:
- Развитие умения сотрудничать друг с другом;
- Формирование умения совместно (группой) выполнять поставленные задачи;
- Развитие доброжелательности, умения понимать состояние партнера по общению;
- Развитие умения строить доверительные отношения друг с другом.
Дети с желанием посещали эти занятия.
Во 2 и 3 классе дети посещают кружок «Клуб юного читателя». Там они знакомятся не только с произведениями, но и играют в игры, работают в парах и группах.
Формированию коммуникативных УУД способствует и кружок «Русские подвижные игры». Дети знакомятся с разными играми, играют и сами их проводят.
Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности. Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов не только в семье, но и в коллективе класса при совместной деятельности. Чтобы быть успешным, нужно быть более коммуникативно-активным, социально-компетентным, более адаптированным к социальной действительности, способным эффективно взаимодействовать и управлять процессами общения.
Рабочий план реализации проекта.
I .Подготовительный этап
1.Выявление актуальности темы проекта: сентябрь 2011г.
2.Подбор и изучение методической и теоретической литературы: октябрь 2011г.. 3.Обобщение имеющегося опыта формирования коммуникативных компетенций средствами работы над проектом, прохождение курсов повышения квалификации: ноябрь-январь 2012г.
4.Подбор эффективных методов и приёмов работы над проектом.
II. Основной этап
1.Диагностика уровня развития коммуникативных умений.
По результатам диагностического обследования в 1 классе я выявила три типа детей в классе по стилю общения.
Выявить эти группы помогли мне диагностирующие методики, направленные на изучение уровня УУД. (Приложение № 6)
2.Работа над проектом.
Наблюдение за ходом образовательного процесса, беседы, работа с детьми в сотрудничестве по составлению памяток, планов, терминологических словариков для обучающихся.
Проведение мониторинга качества обученности учащихся, диагностики уровня сформированности коммуникативных умений.
3.Создание учебно-методической копилки (на протяжении всего проекта)
III. Заключительный этап.
1.Подведение итогов реализации проекта: май 2015г. (МО начальных классов)
Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты реализации проекта.
1. Создать методические рекомендации, памятки и разработки уроков-проектов для учителей начальных классов, обогатив и приумножив при этом свой личный опыт педагогической деятельности на тему: «Формирование коммуникативных УУД младших школьников на уроках через групповые и парные формы работы метода учебных проектов »
2.Использование материала учителями школы для самообразования и работы с детьми по новым стандартам.
3.Повышение уровня коммуникативных компетенций учеников моего класса (умения выделять главную мысль, определять тему, строить план, оформлять грамотно и выразительно свои устные и письменные высказывания).
4.Развитие умения общаться как в коллективе сверстников, так и со старшими, умения критиковать и не обижаться на критику, оказывать помощь другим, объяснять и доказывать собственное мнение, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
5.Воспитание уважения к чужому мнению, развитие умений общаться в обществе и в семье.
6.Стабильность сформированности знаний, умений и навыков у всех обучающихся, общая обученность по предметам за все годы100%.
Оценка эффективности реализации Проекта.
Уже первое тестирование в конце 2 класса показало следующие результаты диагностики уровня сформированности коммуникативных умений. У учащихся 2 класса: наблюдается положительная динамика роста количества учащихся, имеющих высокий (творческий) уровень с 7% до 30% (рост на 23%) за счет перехода 3 учащихся с уровня среднего. У данных учащихся отмечается осознанный интерес к общению на основе понимания его необходимости в жизни, они проявляют самостоятельную активность в процессе решения проблемных ситуаций, стремятся эффективно овладеть умениями общения, часто предлагают выход из трудных ситуаций. Из этих ребят создан актив класса. Умениями среднего уровня стали владеть 53% учащихся, а владели 61% (за счёт перехода со среднего уровня 3 учащихся на высокий и за счёт перехода на средний 2 учащихся). Данные учащиеся проявляют активность в общении, но затрудняются в поиске выхода из сложных ситуаций в общении. Низкий уровень снизился с 30% до 14% (за счёт перехода 2 учащихся на средний уровень). У одного из них характерно отсутствие интереса к общению, он участвует в общении чаще по инициативе учителя или других учащихся. У другого не сформировано умение пользоваться формами речевого этикета. У него наблюдались неоднократные конфликтные взаимоотношения с учителем и одноклассниками. (Приложение № 7)
Оценка уровня сформированности коммуникативных умений была дана учителями-предметниками начальной школы (учитель английского языка, учитель физкультуры, логопед). Данный опрос позволил распределить учащихся на группы по оценке коммуникативных умений. Педагогам предстояло оценить коммуникативные умения по критериям: изложение собственных мыслей, ведение дискуссии (способность отвечать на вопросы, способность задавать вопросы, способность корректно возражать оппоненту), взаимодействие в учебной группе (способность аргументированно отстаивать свою точку зрения, способность гибко её изменять, способность подчиниться решению группы), соблюдение социальной дистанции в ходе общения.
Распределение детей на группы произошло следующим образом:
высокий уровень был установлен у 7% в начале 2 класса. В течение учебного года отмечается рост количества учащихся высокого уровня на 23%. Педагоги отмечают у этих способность ясно и четко излагать свои мысли, корректно отвечать на поставленные вопросы, формулировать вопросы собеседнику, а также возражать оппоненту. Ребята пытаются аргументировать свою позицию или менять ее в случае необходимости. Стараются подчиниться решению группы ради успеха общего дела. Всегда удерживает социальную дистанцию в ходе общения.
К средней группе было отнесено 61% учащихся от общего количества учащихся в классе. Эти ребята, по мнению учителей - предметников испытывают затруднения при изложении собственных мыслей, ответах на обращенные к нему вопросы и при попытках самостоятельно формулировать вопросы собеседнику. Они не всегда способны отстоять свою позицию или разумно изменять ее, а также подчиниться решению группы для успеха общего дела. Возражая собеседнику, бывают некорректными. У трёх учащихся в ходе общения может отмечаться нарушение социальной дистанции (данный факт отмечен не только учителем английского языка, физической культуры, но и другими учителями и детьми, что свидетельствует о трудностях взаимоотношений учителя и учащихся).
Низкий уровень имеют 30% учащийся, которые не могут формулировать вопросы и отвечать на ответы. При взаимодействии в группе не подчиняются общему решению группы. Не способны строить общение с учетом статуса собеседника и особенностей ситуации общения, поэтому в сюжетно ролевых играх часто не участвуют. Наконец 2 класса низкий уровень общительности снизился с 30% (4 ребёнка) до 14% (2 ребёнок) У этих детей проявление инициативы в общественной деятельности крайне занижено, во многих делах они предпочитают избегать принятия самостоятельных решений
Количество учащихся, обладающих средним уровнем, сократилось за счёт перехода детей на высокий уровень. Эти дети стремятся к контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомств, отстаивают свое мнение, планируют свою работу. Они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, постоянно стремятся расширить круг своих знакомств, занимаются общественной деятельностью, помогают близким, друзьям, проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают участие в организации общественных мероприятий, способны принять самостоятельное решение в трудной ситуации, однако потенциал этих склонностей не отличается высокой устойчивостью.
Высокий уровень общительности вырос с 7% до 30% (рост 23%) и составил 4 учащихся, которые стремятся к организаторской и коммуникативной деятельности, испытывают в ней потребность. Ориентируются в ситуациях, непринужденно ведут себя в новом коллективе. В важном деле или создавшейся сложной ситуации предпочитают принимать самостоятельное решение, отстаивают свое мнение и добиваются, чтобы оно было принято товарищами. Могут внести оживление в незнакомую компанию, любят организовывать различные игры, мероприятия, настойчивы в деятельности, которая их привлекает. По собственной инициативе выбирают такие дела, которые удовлетворяют их потребности в коммуникативной и организаторской деятельности. Но потенциал этих умений пока неустойчив, дети чувствуют себя часто неуверенно. Результат будет в конце 4 класса.
Но уже анализ результатов (по диагностике классного руководителя и опросу учителей-предметников) показал эффективность работы по формированию коммуникативных умений младших школьников на уроках через групповые и парные формы работы метода учебных проектов. Результаты по диагностике классного руководителя и опросу учителей-предметников совпали.
Результат достижения цели педагогического проекта складывается из двух составляющих: количественной и качественной.
Количественное выражение мы получим, отталкиваясь от выполнения нами конкретных задач.
К качественному результату можно отнести:
-участие в школьных олимпиадах по всем предметам;
-участие в Международном дистанционном Турнире второклассников по математике всем классом;
-участие в Международном дистанционном Турнире второклассников по русскому языку всем классом;
-участие в районных конкурсах;
-участие всем классом в Международном конкурсе «Кенгуру»;
- участие в Международном конкурсе «Русский Медвежонок», «Чип», «Кит»
Повышение активности, массовое участие в различных мероприятиях и конкурсах на школьном уровне можно считать эффективным показателем формирования личностных результатов учащихся
Оценка рисков.
Особых ограничений и рисков в работе с детьми по реализации данного педагогического проекта я как учитель не вижу. Риском может стать увлечение уроками-проектами в ущерб другим урокам. Поэтому важно при составлении рабочей программы учитывать все формы и методы обучения, обеспечивающие реализацию общеобразовательной программы.
Проблемы, с которыми я столкнулась при реализации проекта:
- желание большинства детей быть «руководителями» в группе, хотя не все ещё готовы выполнять эту роль;
- приходилось больше времени уделять на организацию общения, умению делать адекватную взаимооценку работы в группе;
- учить работать не теряя времени, не отклоняясь от цели урока, так как у младших школьников велик риск увлечения одним моментом урока и отклонения от основной цели.
Решать эти проблемы мне помогали игровые моменты. Игра создавала атмосферу заинтересованности; стимулировала учащихся к использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ; поощряла стремление находить свой способ решения учебной задачи. Эти игровые моменты дают слабому ученику возможность поработать в команде с сильными учащимися, набраться от них уверенности, подтянуться по знаниям и умениям к более развитым одноклассникам
Дальнейшее развитие проекта.
Проект даёт возможность обучать на протяжении всего урока, поскольку в урок встроены методы проблемного, личностно-ориентированного обучения, оценивание, что обеспечивает деятельность на очень высоком уровне.
Этот проект я планирую реализовывать и в 4 классе на всех уроках. Надеюсь, что дети будут более приспособленными к жизни, сумеют планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми.
Для меня, как для учителя, эта работа дала возможность роста профессионализма, дополнительную возможность сотрудничества с коллегами, а также возможность построения новых отношений с учениками.
Участие и победа учащихся в конкурсах и олимпиадах различного уровня, защита проектов различных направлений–это будет важнейший итог реализации моего педагогического проекта.
Продуктом проекта будут являться учебно-дидактические материалы, которые были и будут созданы в ходе реализации проекта.
Учебно-дидактический материал начинается с памятки для учителя. (Приложение № 8)
Список литературы:
1.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от
действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2011г. (Стандарты второго поколения).
2. Сборник рабочих программ «Школа России»: пособие для учителя / [С. В. Анащенкова, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др.]; под редакцией А. А. Плешакова, - М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).
3.Планируемые результаты начального общего образования. Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой- М.: «Просвещение», 2011г.
4. Формирование коммуникативных компетенций учащихся начальных классов через развитие культуры речи детей на уроках русского языка и литературного чтения. //Сайт «фестиваль педагогических идей» URL:/http://festival.l
5.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – М.:Просвещение, 2011г.
6. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. М.: Просвещение, 2011г. (Стандарты второго поколения).